вторник, 10 марта 2020 г.

1 к 3

Именно такое соотношение понравилось/не понравилось сложилось в этом книжном обзоре.

Всем привет!  

По какой то неведомой причине, те книги, что я читала с августа, так и не удостоились отзывов, и сейчас я понимаю, что это тормозит мой литературный процесс, "необозрённые" книги немым укором поглядывают с полок, не давая окунуться в новые приключения. 

На самом деле, в основном проволочки происходят из-за фотографий - хочется представить книгу красиво, но не всегда это удаётся. Однако, время неумолимо, и новые произведения ждут своего часа, так что бодренько начинаю. Не все книги мне понравились, но немного напишу обо всех (они же не виноваты, что не "мои")))

Харуки Мураками. "Мой любимый спутник"

Знакомство с творчеством Мураками для меня началось с романа "Охота на овец". Случилось это лет 15 назад, и я уже не помню сюжет (да и был ли он?...), но восторга не было, осталось впечатление недосказанности, странности и недоумения. Книга "Мой любимый спутник" попала мне в руки случайно, и, повинуясь литературному любопытству, я решила попробовать снова открыть для себя этого разрекламированного автора.

Открытия не случилось. В основе сюжета взаимоотношения рассказчика с девушкой Сумирэ - их дружба для него счастье, но и тяжкое испытание, ведь он любит и желает её, а Сумирэ тем временем живёт своей жизнью, влюбляется во взрослую женщину, свою начальницу, но та отказывает ей, так как в своё время с ней случилась мистическая история - запертая на колесе обозрения, Миу наблюдала за собой со стороны, и этот двойник занимался сексом с мужчиной, которому настоящая Миу отказала. После этого Миу словно потеряла часть себя. Или это была она, но из другого измерения, из другой реальности? После отказа Сумирэ бесследно пропадает на небольшом острове, как будто растворяется... Не понятно ни черта. Финал не приносит ни одного ответа и до самого конца не ощущается даже налёта логики.

Вывод можно сделать только один - у нас с Харуки слишком разные орбиты и в спутники он мне не годится) Скучно, непонятно, концовка смазана. А описание физиологических постельных подробностей я не принимала в литературе никогда, а Мураками без этого, похоже, писать не умеет.

Но, так как я упорная и последовательная - делать вывод по двум романам, один из которых практически забыт - всё же неправильно. Поэтому "Хроники заводной птицы" уже стоят на полке и ждут моего внимания.


Виктор Ерофеев. "Русская красавица"

Беря в руки роман "Русская красавица", я была готова к откровенным, грязным физиологическим подробностям (опять они =), чернухе и жести - так как роман обсуждался не раз и собственно поэтому и был мной взят - для составления собственного мнения.  

Потрёпанность экземпляра книги в данном случае как нельзя в тему, так же, как и цвет советской школьной формы. Всё это перекликается с потасканностью и временем существования главной героини - красавицы-актрисы Ирина Таракановой, у которой от пьянства и беспорядочных половых связей в итоге едет крыша. Тот образ жизни, который вначале казался ярким, успешным, интересным и свободным, в итоге оказался самообманом и иллюзией, героиня в глубине души понимает, что не восхищение и поклонение чувствовали её многочисленные любовники, а просто пользовались её красотой и доступностью. В моменты сложностей она никому не оказалась нужна. После смерти женатого любовника, известного на всю страну человека (а умер он в постели с ней), лишившись покровительства, Ирина оказывается в немилости, её увольняют с работы, порицая и осуждая, хотят даже выслать из Москвы. Она делает непонятные и неадекватные вещи, бегает зачем-то по полю голая и орёт. Потом к ней как будто приходит этот мёртвый любовник с интимными намерениями, она беременеет. А на самом деле, как я поняла, она просто сама не знает, от кого беременна, и в своём прогрессирующем безумии придумывает мистическую историю. Повествование идёт "из головы" Ирины, описывается именно так, как это видит она, а как оно на самом деле - читателю надо понять самому. 


Юрий Вагин. "Доктор, я счастлив?"

Крайне нетипичный для меня вид литературы. Книга попалась на глаза и была прочитана только чтобы убедиться во мнении, что психология - мифическая наука. В книге "Доктор, я счастлив?", автор, психолог, даёт советы, как нужно жить и при этом быть счастливым, приводя примеры из своей практики. Ах, эти советы! Сплошная вода и демагогия. Но я не отрицаю психологию в принципе, конечно, есть люди определённого склада, которым этот вид терапии и подобная литература в частности, помогут взглянуть на мир другими глазами и действительно стать счастливее. То есть психология для меня - один из инструментов для примирения человека с суровой действительностью, так же, как, например, религия или живопись или игра в крикет.


Дэниэл Киз. "Таинственная история Билли Миллигана"

И вот, наконец, мы дошли до книги, которая мне ПОНРАВИЛАСЬ! С творчеством Киза я познакомилась недавно, прочитав "Цветы для Элжернона", пока не пишу отзыв, так как нет фото - но обязательно будет. Книга вызвала восторг, и вот второе произведение - история безумия, борьбы, история сломанной жизни. 

Скажу сразу - я верю в то, что сознание Билли Миллигана действительно было разбито на множество частей. Я могу это понять и представить - Билли, как изначально очень сильная личность, не сломался, как произошло бы с более слабым большинством на его месте, а бессознательно нашёл способ выжить. Мне было дико жаль его, когда, в моменты просветлений, вместо поддержки общества, он получал ушат говна. От тех людей, которые и представить не могут в своём счастливом неведении, что такое насилие, пережитое в детстве, которые не хотят даже попытаться посмотреть на ситуацию не только со своей колокольни. 

Книга вызвала множество эмоций и сильнейший резонанс - даже сейчас, спустя несколько месяцев после прочтения, я размышляю над вопросами, вызванными этой историей. 

А ещё я думаю, что подобные случаи - не редкость, но только не в такой явной форме, и чем больше пережил человек, тем больше вероятность, что он поймёт это. 

Очень рекомендую к прочтению, также в интернете есть аудиозаписи голосов личностей Миллигана, различная документальная информация - конечно, я всё изучила, всё, что нашла.


На этом пока всё, постараюсь в скором времени подтянуть все книжные "хвосты". 

Девочки, всех с прошедшими праздниками и наступившей весной, будьте счастливы и любимы!

16 комментариев:

  1. Здравствуйте, Дарья! Спасибо за обзор! Книги разные, некоторые я читала. Очень понравился Д. Киз, а Мураками, кстати, тоже не мой автор... Читала эту книгу, не зацепило.
    Жаль, что Вы не принимаете участие в проекте "Книга месяца". Подумайте! Я опубликовала итоги за февраль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! А как же, я обязательно продолжу участие в проекте, ждала пост "Книга месяца - март", чтобы поделиться ссылкой, так как в февраль уже опоздала)

      Удалить
    2. Причетствую, Даша! На днях анонс мартовский опубликую. Рада, что Вы делитесь своими книжными впечатлениями.

      Удалить
  2. Билли Миллигана надо почитать, уже столько всего слышала про нее, но не читала) Мураками тоже ничего не читала, и не буду, мне одного описания хватило😂 спасибо, что делишься!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Обязательно почитай и Миллигана, и "Цветы для Элжернона" - второй шедевральный роман Дэниэла Киза. Напишу об этой книге в следующий раз. Не могу сделать фото, представляешь, сразу не успела, а книга настолько популярна, что на неё очередь в библиотеке на полгода вперёд!)))

      Удалить
  3. Даша, наконец-то я читала половину из твоего списка, и есть что обсудить, ура!) Начну с Мураками, с его творчеством я познакомилась именно со "Спутника", и прочитала его в школе в классе 10. Не знаю как у вас, у нас Мураками и его "Норвежский лес", был прямо супер популярным автором, потому как вот эти физиологические подробности описанные в анимэшном стиле, я даже не знаю как это описать. Но вернусь к "Спутнику", до сих пор ни фига не понимаю в этой книге, но вот манера повествования мне понравилась, понравился главный герой, т.е. рассказчик, понравилась Миу, и мне бы хотелось подражать ее элегантности, а вот Сумирэ бесила просто. Но конец конечно просто эпик фэйл, пропала она блин и не понятно. Тогда в юности я ни фига не поняла, но сочувствовала рассказчику, и Миу было жалко. Потом я прочитала эту книгу еще раз уже во взрослой жизни, и все тоже самое, ничего не поняла и ощущения те же. Я решила углубиться в Мураками и попробовать выяснить, это я тупая, или так задумано? Прочитала и "Овец", и "Норвежский лес", последнее вообще какая-то подростковая мастурбация, стало понятно почему ею все зачитывались в пубертат. Но, ничего понятнее не стало, как будто слегка отстраненный взгляд под обкуркой, особенно про "Овец". Как по мне, Мураками именно того и добивался, создать вот этот туманный образ, оперируя обыденными вещами и создать мистерию, эдакий Пелевин от Японии.
    Про Миллигана. Я тоже после прочтения перерыла много информации о нем, и я верю в эту историю. Мы потом с мужем долго эту книгу обсуждали, он частенько видит на работе искалеченных морально детей, и куда это потом приводит. И то, что он в конце концов совершил преступления тоже закономерность жестокости и перенесенной травмы и отсутствия нормальных ориентиров в жизни. То, что с ним творил отец с молчаливого позволения матери, это ужас. Когда читала, у меня гнев именно на вот таких молчащих овец-жертв был, уж лучше бы их прибили, ей-богу. Вторую книгу еще не читала?
    У Киза хочу еще "Цветы для Элджернона" прочитать. И вообще Киз мне очень нравится как автор, своей скрупулезностью, основательным подходом и добротой что ли.
    Ерофеева не читала, наверное и не буду. Не люблю читать про женскую дурь, да и про мужскую тоже.
    Книги про психологию для обывателей не люблю читать. Иногда попадаются мне в руки, потому что уж очень иной раз распиаренный. Пыталась читать Стивена Кови, но там из 650 страниц воды на 600, и в каждой главе самопрезентация и пиар своих лекций. Психологию я люблю, но фундаментальную, которую читаешь по пол-главы и обдумываешь по пол года, а вот это масс-медиа, как поймать счастье за хвост, как стать успешным и ничего не делать, ну на фиг. Ты герой, что осилила. У меня к тебе вопрос, ты обязательно дочитываешь книги до конца, даже если они тебе не нравятся?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, первым делом - спасибо тебе за такой развёрнутый комментарий, здорово, когда есть что обсудить)
      Мураками - не читала "Норвержский лес" и, после твоего отзыва, не буду) Но вот "Хроники заводной птицы" прочитаю (это будет последний шанс для Мураками))), так как это роман понравился моей маме, и мне дико интересно, что же там могло ей понравиться!) Но книга толстенная, пока не берусь. По поводу японского Пелевина - прямо в точку!))) Как раз думала об этом, когда писала отзыв. Так как я тут ознакомилась с творчеством, собственно, русского Пелевина, напишу об этом в следующем обзоре. И тут отвечу на твой последний вопрос - да, я почти всегда дочитываю книгу до конца, даже если он "не идёт", так как всё жду интересной развязки, ну вдруг. Но вот произведение Пелевина отложила на середине - это было выше моих сил)
      Вторую книгу пока не читала, но она в списке желаний. Сейчас со временем туго совсем, отложу на отпуск, не хочу читать урывками.

      Удалить
    2. Даша, с Пелевиным та же песня. Начинала три разные книги, терпела ровно до половины, и не начинается ничего, один мутный потом сознания. Муж героически дочитал "Омон Ра" и сказал, не стоит.)

      Удалить
  4. Даша, я доктора Юрия Вагина каждое утро вижу на местном канале у нас в Перми. Этот пермский психотерапевт (говорят, очень дорогой) иногда дает очень дельные советы, а иногда я с ним не соглашаюсь :)

    ОтветитьУдалить
  5. Даша, вот спасибо тебе огромное, что делишься своим мнением о книгах! И очень нравится как ты эти самые книги представляешь. Классные фотографии! Как раз искала что бы почтитать, меня заинтересовала "Таинственная история Билли Миллигана" ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, очень рада, что смогла заинтересовать!) Обязательно прочитай про Билли, редко встретишь настолько крутое произведение!

      Удалить
  6. Даша, "тормозит мой литературный процесс, "необозрённые" книги немым укором поглядывают с полок" - вот прямо про меня. Правда, я в инстаграме отзывы только писала.

    Могу написать свое открытие про Мураками)) Я им зачитывалась в 19 лет. Вероятно, у меня тогда было соответствующее состояние, мне вообще иногда кажется, что мой переходный возраст был именно в 19 лет. И "Охота на овец" про меня была. И "Дэнс, дэнс, дэнс". И "Хроники заводной птицы". И кстати я слушала сборники музыки по Харуки Мураками - было точно 3 диска, составленные из треков, которые слушали герои Мураками.

    Решила перечитать его года 3 назад, соответственно в 31 год, "Охоту на овец"... Жуть. Вообще не то. Ерунда и пустая трата времени, мне показалось. Никак уже не созвучно. Но музыку эту в большинстве своем до сих пор люблю. Особенно босанова.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, я и не знала, что есть сборники музыки по Мураками, вот открытие, когда буду читать "Хроники..." - послушаю, вдруг создастся определённое настроение) Но, похоже, Мураками действительно надо читать в определённое время и в нужной "кондиции")

      Удалить
  7. Дарья, с интересом прочитала твои размышления о книгах. Сама очень люблю читать и в силу профессии (учитель литературы в школе) и по велению души. С Х.Мураками у меня тоже как-то не заладилось, сюжеты ускользают из памяти, мысли улетучиваются, но перечитать как-то собиралась, именно чтобы припомнить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Стараюсь, чтобы составить более полное представление о том или ином авторе, ознакомиться хотя бы с 3-4 работами, вот у Мураками, например, будет "последний шанс" - планирую прочитать "Хроники заводной птицы" и на этом завершить изучение его творчества. Хотя есть авторы, книги которых не хочется читать уже после первой - это Виктор Пелевин, Виктор Ерофеев и Дмитрий Быков - настолько "не моё"

      Удалить

Дорогие гости, спасибо за ваши комментарии, они очень важны для меня!