вторник, 14 апреля 2020 г.

Повторы и ценообразование

Всем привет!

Хочу поговорить о том, почему я не отношусь всерьёз к восклицаниям далёких от творчества людей на тему "тебе надо этим зарабатывать". Для нас, рукодельниц, мне кажется, всё понятно и так - очень редко истинная цена изделия, с учётом потраченных сил и времени, может быть приемлема для покупателя.

А объяснения, почему так дорого? А почему так долго? А почему нельзя переделать 3 раза? Ах, а мы почти такое же видели на китайском рынке! Ну вы поняли. И ещё люди думают, что едва оплатив себестоимость изделия, осчастливили и обогатили мастера до конца его дней.

Что вы думаете по этому поводу? Был ли у вас попытки брать заказы, какой опыт получили? Очень интересно почитать, поделитесь, пожалуйста!

После публикации в социальных сетях игрушек из плюшевой пряжи и погремушки, коллега попросила сделать для её внучки такие же, только собаку зелёного цвета. Как откажешь одной из самых любимых коллег?)  Конечно, стоимость установила чисто символическую.

Это единственный вариант развития событий, при котором я что-то кому-то делаю на заказ - просто хочется человеку сделать приятное.

И вот результат) Погремушка идентична первой, вот такая милота. Мне очень нравится подобное вязать, но времени и сил уходит много на такую мелкую работу (один крем чего стоит!), что продавать их даже не планирую - столько не заплатят, лучше потратить свою энергию и время на новые свершения. Когда выполняла заказ, ради интереса посчитала, что на именно такую погремуху уходит 12-14 часов непрерывной работы. Себестоимость да, небольшая, около 250 рублей, но время! Как по вашему, какова адекватная цена за такую штуку, учитывая времязатратность? Только честно, все свои)


А вот и собачка, нужна была зелёная, а у меня как раз был моток изумрудной Himalaya Dolphin Baby.
Собака получилась такая зелёная, что захотелось обязательно добавить ей оранжевого настроения, так появились апельсиновые бусы. Игрушка заняла меньше времени, чем погремушка - 10 часов, но себестоимость больше - около 600 рублей. 


Хочется услышать, что вы думаете по поводу цен на изделия ручной работы. 

Например, некоторые вещи продают по такой низкой стоимости (даже на той же Ярмарке Мастеров), которая явно едва покрывает расходы на материалы. Непонятно, зачем работать себе чуть ли не в убыток, при этом подрывая ценность ручного труда в общем. 

А ещё на меня ужасную тоску наводят повторы, никакого драйва, кайфа и интереса. Уверена, если начать превращать хобби в работу, то останешься без хобби.

Спасибо за ваше мнение!

23 комментария:

  1. Дашенька, ты сделала чудесные вязалочки, погремушка мне очень нравится! Собака несомненно очень обнимательная, пряжа располагает.
    Я могу поделиться опытом продаж, если интересно. Пробовала пару раз сдавать открытки в цветочные магазины по 100 руб за открытку, результат почти нулевой, продано за оба раза по одной открытке. Зато продаю на работе коллегам. Для них цена 80-100 руб, в зависимости от сложности. Продаю в месяц 5-10 открыток. Иногдя бывают вязаные заказы - мелкие игрушки по 50-80 руб. Последний заказ от коллеги - китайский гороскоп - 12 игрушек по 60 руб за штуку, получилось 720 руб. Это учесть, что нитки у меня есть, я специально не покупаю. Одна коллега попросила связать ей кофту, я отказалась. При моей скорости я буду вязать кофту не меньше месяца, цена на нее будет очень высокой.
    Про ценообразование могу сказать так, оплата должна быть почасовая, один час 100-200 руб не меньше и плюс материалы. Так что твоя погремушка должна стоить 1200 + цена пряжи, вот такие дела.
    Думаю, что ты еще будешь получать заказы, попробуй повысить цену, если согласятся, то будет хорошо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташенька, спасибо за твой подробный комментарий! В принципе, так же думаю, правда склоняюсь ближе к 200 руб/час, как Надя написала, это, на мой взгляд, минимальная цена за час творчества мастерицы. Прям минимальная. Но для большинства это будет дорого. Но это же не значит, что надо свой труд обесценивать.
      А если это что-то новое, то, что ещё никто не делал, а заказчик хочет. Учитывать ли часы поиска, переделок, выворачивание мозгов, как же такое сотворить. А ведь ещё многие люди думают, что если я умею, к примеру, вышивать и вязать, то и одеяло лоскутное 3/3 сделаю без проблем и задекупажу что угодно и вообще всемогущая) И удивляются и обижаются, когда объясняю, что это совсем разные вещи)

      Удалить
  2. Обалдеть, неужели такую большую собаку вязать меньше, чем такую мелкую погремуху?))) Хотя в собаке пряжа толстая, поэтому, да?
    Согласна с Наташей, исходить надо из часа равного 100-200 руб., скорее даже 200 (это будет адекватно 40000 зп в месяц). Но тогда погремушка должна стоить 2500😱 и собачка столько же. Поэтому вещи ручной работы лично я покупать не готова 😁 остается делать самой либо принимать в дар🙃
    И да, обеими руками поддерживаю идею, что хобби, превратившееся в работу, перестаёт быть любимым делом. Вообще рискую показаться занудой и пессимисткой (так и есть на самом деле😂), но люди, которые уверяют, что прям вот обожают свою творческую работу, немного лукавят или сами по себе очень восторженные. Потому что самая что ни на есть приятная и подходящая тебе работа не может не включать огромное количество рутины.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно, из толстой пряжи вязать и быстрее, и проще. Маленький крючок и тонкая нить - это стёртые до мозолей пальцы и куча времени, но зато какая тонкость и изящество. А попробуй это заказчикам объяснить. Для многих картина мира такая: большое по размеру должно стоить больше, а маленькое - меньше :-)
      По поводу ценообразования согласна с тобой, это даже, я бы сказала на какие то потоковые вещи, не эксклюзивные. Если вещь сделана на заказ, с выполнением особых пожеланий, то это намного дороже. И если бы все рукодельницы не обесценивали свой труд, запрашивая адекватную цену, а не три копейки, то и у масс сложилось бы правильное восприятие. Что изделие ручной работы - роскошь, и кто хочет ей обладать, должен заплатить соответствующую цену.
      Не уверена по поводу любви к творческой работе. При определённых обстоятельствах я могла бы быть очень счастлива, занимаясь рукоделием и продавая свои изделия. Но эти обстоятельства практически нереальны. Точно не стала бы делать что-то на заказ - только продажа уже готовых изделий, хотя бы полдня наедине с собой и работой, без мельтешащих родных, и продавала бы только по адекватной цене. Чтобы вот не "надо сделать то-то и то-то к такому то числу", а "если придёт вдохновение у меня с руками оторвут моё творение"))) В общем, что-то из мира фантастики) Так что, наверное, да - большинство влюблённых в свою работу мастериц несколько лукавят.

      Удалить
  3. Даша, не устаю расточать восторги по поводу этих твоих работ, пусть в повторах, но они просто великолепны!!!
    Тему, конечно, очень интересную подняла. Меня она тоже очень волнует, вернее, время от времени всплывает и канифолит. Меня с моим рукоделием вообще не воспринимают всерьез близкие, поэтому у меня, наверное, такое отношение, что все это баловство. Хотя периодически слышу, что можно, что то продавать. Но оценивать свою работу высоко тоже не могу, возможно, потому, что она в удовольствие была сделана. А когда что-то продается по заниженной цене, потребитель чует потенциальный подвох, хотя он не всегда есть, это я как "продажник" со стажем могу сказать. Поэтому важно ценить себя и свой труд, именно это закладывать в основу ценообразования. Ну и соглашусь с тобой, что можно остаться и без хобби, если это какой то один и тот же рецидивирующий заказ))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника, спасибо тебе за комплименты!
      Вот откуда берутся эти понятия, что если что-то приносит удовольствие - это не работа?) Наверно, потому, что корень слова "работа" - "раб", а раб, как известно, удовольствия от своего труда получать не должен) Интересная игра слов получилась, верно?)
      Думаю, чтобы окружающие воспринимали всерьёз рукоделие, надо прежде всего нам самим его так воспринимать. Меня всегда расстраивает обесценивание мастерицами результатов своего труда - этим они делают плохо не только себе, но и кидают тень на всё рукодельное сообщество, придавая общественному мнению неправильное направление.
      Абсолютно с тобой согласна, что в основу ценообразования необходимо закладывать в первую очередь стоимость своего труда, жаль, что у мастеров это далеко не одинаковая сумма, ведь самооценка то у всех разная. Вот бы подписать какой-нибудь билль на эту тему, прописав там основы ценообразования)

      Удалить
  4. Даша, тема актуальная и животрепещущая. Раньше я бралась за кропотливые заказы рублей за 400-500,а потом поняла, что это дичь какая-то, я сижу не разгибая спины, трачу время, еще стараюсь все сделать вовремя, а выхлоп едва покрывает материалы, и за всю работу едва рублей 50-100 наберется. Теперь я делаю умнее, беру заказы только на то, что доставит лично мне удовольствие в процессе, ну и я очень лояльно отношусь к повторам. Например, пресловутые объемные шапки, вяжутся легко и быстро и не надоедают, за работу беру 200-250, материал оплачивается отдельно по чеку. Сарафанное радио сработало, и вот у меня уже несколько шапок только за весну, выхлоп конечно не большой, но зато я знала чем себя под сериал занять. У меня зуд какой-то, не могу сидеть без вязания у телевизора, а уже связать не знаю что, так что была рада. Еще есть другой опыт, сложная кофта, которую я вяжу уже 2 год, моя заказчица адекватная девушка, и вполне была согласна с суммой в 4000 за работу, не включая материалы, которые обошлись в 2000. Так вот, она меня не слишком то и торопит, но все же ждет свою кофточку, правда я сама хочу сбросить цену в два раза, за мое торможение. На будущее решила, что кофточки буду брать на заказ, но какие-нибудь попроще в вязании и быстрее на мой личный взгляд, правда заказчику об этом я говорить не буду.)
    За такую кропотливую работу, как погремушка, я бы даже не стала браться без особой любви к процессу, и взяла бы не менее 700 рублей, без учета материалов.
    Так что рукоделие, особенно такое медленное, как вышивка и вязание не оправдывает затрат труда, к сожалению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, спасибо за подробный комментарий!
      Выше ответила на комментарий Вероники, как раз на эту тему, некоторые фразы продублирую, так как они как нельзя лучше выражают моё отношение к поднятым вопросам.
      Не соглашусь, что если работа приносит удовольствие, надо её обесценивать, тем самым нанося вред не только себе, но всему рукодельному сообществу, придавая общественному мнению неправильное направление. Ведь спрос, как известно, рождает предложение, а если мастера предлагают свои изделия по бросовой цене, мотивируя это тем, что это приносит им удовольствие, они ставят непреодолимые преграды тем, кто свой труд оценивает по достоинству и не хочет "опускать планку". В итоге получается обесценивание ручной работы в целом. Не лучше ли помогать поддерживать адекватную стоимость, не распространяя "халявные" предложения?
      По мне, так если мастеру изготовление изделия приносит удовольствие, так это только поднимает товар в цене! Ведь вложенную душу никто не отменял)
      Если брать цену за погремушку- 700 рублей, получается, 50 рублей в час стоит моё время и энергия. Конечно же, это не так) А адекватная цена которую предположила Надя - слишком высока для большинства. Но мне кажется, что та прослойка людей, которая понимает, чем ширпотреб отличается от эксклюзива - как раз и может себе позволить такие покупки. А Наталья предложила как раз среднюю стоимость "ни нашим, ни вашим", и я не уверена, правильно ли это было бы, идти на такой компромисс. С одной стороны, 100 рублей в час - это смешно, конечно. А с другой, больше вероятности продаж. Тут надо, похоже, выбирать - цель именно продать, заработав при этом совсем немного, или она более благородна - не дать опустить планку "делающим в удовольствие"...
      Похоже, рассуждать на эту тему можно вечно)
      Лиза, согласна с последним твоим предложением, к сожалению. Вязание ещё может себя оправдать, но только в небольших изделиях, конечно - шапки, шарфы, митенки. Но вышивка - это за гранью. Настолько узок круг людей, ценящих её по достоинству, и, в основном, они и умеют всё делать сами.
      По поводу подвисшего заказа - очень хорошо тебя понимаю. У меня есть такой - коллега попросила сделать ей вещицу (игрушку-косметичку), и я взялась, но, так как никогда подобного не делала, возникает много сложностей. А ещё ведь от меня ждут одухотворённости игрушки, чтобы она выражением своего лица говорила определённые философские вещи (реально, так и сказано было). Прошло уже 3 месяца, а воз и ныне там. Причём о цене мы не договаривались. Я, понимая, что уже просто хочу закрыть гештальт, даже не думаю о цене, только избавиться от этого геморроя.

      Удалить
    2. Даш, ты меня немного не правильно поняла, я вяжу только своим, на широкую публику я не выходила. А со своих подруг за легкую работу я бы не стала брать много, это если про шапки говорить. Впрочем, они сами мне всегда дают денег больше, чем я прошу. А вот если бы я допустим, на Ярмарке Мастеров выставлялась бы, то конечно цены бы ни в коем случае не стала бы демпинговать.
      На счет погремушки, я назвала такую цену, которая более-менее будет реальная в плане оплаты для людей, которые не знают как это трудно, к сожалению, но это так. Сколько раз я называла реальную цену, исходя из расценки 150-200 рублей час, ни разу никто не захотел сделать заказ, а за копейки и браться не следует. И если в бытность, на декрете, я грезила заработком рукоделием, то потом очень быстро поняла, что не заработаешь так.

      Удалить
    3. Я так и поняла, мой пассаж был именно в сторону "саботажников")
      Я тоже, как и написала, для "своих" ставлю чисто символическую стоимость, при этом подчёркивая, что если будут кому-то рекомендовать или советовать, то цена будет другая.
      По поводу цен согласна с тобой - за ту стоимость, по которой могут пойти заказы, работать нет смысла. Но это понимают только сами рукодельницы.

      Удалить
  5. Полностью с вами согласен. Те, кто полагают, что творчеством можно заработать, ориентируются на известных музыкантов, работников сцены и т.д. Как-то решил, а может тоже найти площадку, где своими стишами хоть копеечку зарабатывать. Посмотрел, эту самую копеечку платят на ЯндексДзен, при определенных условиях. Во исполнении этих условий, позакрывал все аккаунты, где публиковал свои стиши. У них условие, желательно, только у них публиковать, иначе не очень пойдёт. Подождал пару месяцев, что бы мои, после закрытия своих страниц и удаления стихов, они из поиска ушли в Яндексе. Потом связался с теми авторами, которые уже публикуют своё творчество на Яндекс Дзене, поскольку посмотрев их статистику и зная, на какой статистике на Дзене можно хоть что-то заработать у меня возникло подозрение, что уж кто-кто, но авторы стихов там не зарабатывают. Они подтвердили мои наблюдения - будь хоть Пушкиным, там не заработаешь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр, спасибо за ваше участие и комментарий!
      Действительно, продать такой "нематериальный" товар, как литературные и музыкальные творения, пожалуй, ещё сложнее, чем изделия ручной работы. Получается у единиц. Причём, порой не у самых талантливых единиц.

      Удалить
    2. За всё время я получил только одну оплату. Как-то дежурил. Сидел на работе один. Вдруг приходит на приём посетитель - священник. Молодой такой с рюкзачком, которые молодежь носят сейчас на спине. Я думал он по работе. оказалось нет. Пришёл меня поблагодарить за сти "Давай вставай". Он про войну. Оказывается, до того, как стать священником он в Афганистане служил. Ну поговорили о Боге (я атеист). И уходя он дает мне холщовый мешочек, перетянутый ниткой и говорит, вот вам от меня за стих, я это из Мексики привёз. Я поблагодарил. Мешочек так у меня неразвязанный остался. После дежурства пошел домой и взял этот мешочек с собой. Дома развязал, а там бутылка текилы. Вот мой первый и единственной на сегодня гонорар. Тогда я впервые попробовал текилу.

      Удалить
    3. Какая интересная история! И благодарность приятная)

      Удалить
  6. Очень красивая погремушка и собака милая :))) Зелёная💚 У меня один раз после сиреневого медведя зелёного зайца попросили :)))
    О, Даша, "Какую поставить цену?" эта тема рано или поздно начинает мучать каждую рукодельницу! :))))
    Столько тонкостей! Надо учитывать стоимость и качество материалов, колличество потраченных часов, качество всей работы и её внешний вид, эксклюзивность в конце концов.
    Смешат начинающие рукодельницы выдающие свои тяп-ляп-ручные-работы за эксклюзив и ставящие просто немыслимые цены объясняя это потраченными часами и злят опытные рукодельницы которые сильно занижают цены на свои работы мотивируя полученным удовольствием от процесса.
    Свою первую куклу я шила 7 часов и одну из последних столько же, но они никак не могут стоить одинаково это же очевидно! Разница в 7 лет опыта!
    Повторы не очень люблю, хотя недавний повтор и показал насколько я выросла ;) И заказы тоже не люблю! Мне больше по душе когда покупают то, что есть в наличии :) Так я уверенна на все 100%, что человек видит как сочетаются цвета и фактуры и ему точно нравится то, что я сделала. А то у меня был один раз неописуемый случай....
    И меня тоже раздражает когда мне говорят, что на том что я делаю можно неплохо заработать.
    Обычно эти люди не покупают у меня ничего :)))))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, спасибо за комментарий! Даже нечего добавить - всё верно. И про людей, рассуждающих о том, почему же я до сих пор не разбогатела - в точку!)
      Вот я и думаю - если ввязаться в продажи - это всё "убьёт" вдохновение - дурацкие вопросы, недобросовестные заказчики, просто болтуны со своим "авторитетным" мнением. Ну на фиг, себе дороже)

      Удалить
  7. Дашенька, наконец-то я добралась и до твоего блога) А тут такая интересная тема, достойная "посиделок") Пройти мимо твоего блога просто не могу, как понимешь, а мимо этой темы - вдвойне. Одно время я думала о том, как бы потихоньку направить свои мысли в сторону "поддержки щтанов" в старости. Ну, я -то думаю, что старость - это не про нас)), но до пенсии всё равно ведь доживём! Вот и хочется не считать потом копейки, а загодя приготовить себе площадку с подработкой. Как человек "насквозь творческий", естественно посмотрела сразу же в сторону рукодельных изделий и раскрутки собственной страницы-визитки с тем, что я умею и делаю. Около года эта мысль сидела у меня в голове. Я читала множество статей о стоимости ручной работы, о её востребованности и наткнулась на расценки на машинную вышивку. Казалось бы, ну где там ручная работа? А даже машинная вышивка очень трудоёмкая. Я не могу от машины отойти никуда, я беспрестанно меняю нити, машина может запороть начатый дизайн. Кроме того должна быть программа, которая передаст машине информацию о дизайне, чаще всего сам дизайн берётся не готовый, а его надо разрабатывать в компьютере и т.д.и т.п. В общем, расценки таковы - около 150 грн разработка некрупного дизайна и сам отшив - 2 грн за 1000 стежков ( в некрупном дизайне - 30000-50000 стежков), притом фирмы, которые выкладывают в интернет цены, обычно занимаются оптовыми заказами, а мы говорим о единичных, эксклюзивных. И где будет мой заработок в итоге? Особенно если посчитать, что я должна не только вышить что-то, но и оформить вышивку в прикладную вещь - прихватки, салфетки, ланчматы, скатерти, наволочку и подобное. А для этого мне надо иметь полный набор во всех оттенках тканей и ниток, и придумать, как максимально гармонично эту вещь сшить... В общем, процесс трудоёмкий, а оплата - копеечная. Грустно! Я тоже считаю, что творческий потенциал рукодельницы, её знания и умения должны быть оценены как и интеллектуальная собственность - высоко!
    У меня в магазине лежит одеяло "Озорная семейка", помнишь? Так вот оно там в прозрачном пакетике уже больше года, китайские пледы из микрофибры продаются, а это одеяло все дёргают, но услышав, что оно стоит не 200 грн, обиженно кривятся... Что поделать? Веду работу, как могу) Когда люди, покупая развивающую игрушку для сенсорики малыша, удивляются, почему она стоит 150 грн и выше, говорю: "А вы попробуйте её сшить! Я сама вам эти деньги заплачу) Все эти мелкие детальки - это же ещё умудриться надо прострочить..." После этого праведный гнев покупателей, как правило, утихает. Ещё смешно, когда люди пытаются сравнивать цены двух совершенно разных по сложности и ттрудоёмкости вещей - одна с простым принтом, вторая - с вышивкой, воланами, сложного кроя... Зачастую покупатели удивляются, почему они стОят так по-разному? И вновь включается язык) Объясняю, рассказываю, что даже наклейка со стразиками в интернете стоит недёшево, предлагаю загуглить, поискать. Похоже, что люди на эту тему даже не заморачиваются думать...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Наташенька, всё верно, к сожалению. Обидно, конечно, что большинство людей не видят разницы между китайским и эксклюзивным, не понимают, какой долгий путь проходит изделие, прежде чем появиться на свет - от рождения идеи до мельчайших деталей.
      Хотя есть люди, зарабатывающие на изготовлении изделий ручной работы, но это должно быть что-то совершенно новое, то, что никто не делает, быстрое и простое в исполнении. И делать необходимо только это, совершенствоваться только в определённом направлении. Плюс очень важно вникнуть в технику продаж, продвижении на различных платформах, иностранные сайты обязательно - Etsy хотя бы. И потратить на эту не один год жизни, прежде чем пойдёт продажи, что далеко не факт.
      Самое неприятное - это объяснять человеку, почему так дорого, как то это унизительно, что ли. Мы же не пристаём к стоматологу или создателю айфона - почему так адски дорого? Потому что!
      Подумываю когда-нибудь всё таки создать ради эксперимента профиль на Ярмарке Мастеров, поставив адекватные, реальные цены. Посмотрим, сколько лет пройдёт до первой продажи)

      Удалить
    2. Однозначно, пробовать надо! Дорогу осилит лишь идущий. А удачу за хвост поймает лишь тот, кто станет ловить) Потому свои мысли не оставляем... Думаем... И продолжаем что-то делать)

      Удалить
  8. Какие чудесные вязалочки! Собака классная, а погремушечка такая зефирная! А по поводу цен, у наших людей вообще такой стереотип, что если это вещь сделана руками, то она не может стоить дорого, она же самодельная! Так и хочется сказать, Вы посмотрите сколько стоят материалы (с каждым днем все дороже и дороже, сколько времени на это требуется, а мастерство - это же не шаляй-валяй. Вот почему-то заграницей (в той же европе) вещи ручной работы ценятся, а в россии и странах снг.....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поэтому надо обязательно осваивать Etsy, но я когда открываю его, прямо пугаюсь - так всё кажется запутано там. Ещё и язык бы неплохо подтянуть, с покупателями то общаться надо. В принципе, если бы была прям цель - начать продавать, то освоила бы, конечно, а так как это просто мысли, то и стимула особо нет в это вникать.
      И спасибо за комплименты, мне очень приятно!)

      Удалить
  9. Даша, расскажу мой опыт заказов в прошлом декрете. Это 5 лет назад. В первый раз под "натиском" подруги, у который был свой магазин на Ebay, я выставила свою вышитую крестиком картину с багетом, цену не помню, но мы с ней обе промахнулись и с ценой и с ценой доставки в США - в итоге все оказалось просто в убыток)))). После этого муж долго мне объяснял, что мой труд мало стоить не может. И следующая работа, проданная на Ярмарке мастеров без багета, была посчитана по стоимости таким образом: материалы + трудозатраты. Последние считала по такому принципу: делила свою З/П до декрета на количество часов в месяце, а потом делила на количество крестиков, которые делаю в час. Моя зарплата тогда была 20000 на заводе - это как раз была средняя зарплата по нашему региону в то время. В итоге ту работу купили. И эта же клиентка заказала мне ещё вышить для нее 2 работы по наборам, которые она прислала мне сама. Точно помню, что одна из работ стоила в итоге 6500 и по моим расчетам должна была занять 3 месяца (с учётом маленького ребенка). И та клиентка на эти условия согласилась и была в итоге довольна (а я постаралась вышить быстрее). Потом было ещё пара мелких заказов, и на этом всё - спроса особо не стало, а я занялась другим. То есть в итоге у меня был положительный опыт работы на заказ по заработку, который меня устроил.

    А был ещё такой случай, значительно позже. Через знакомую ко мне обратилась девушка, попросила вышить набор для нее, очень большой. Я посчитала по тому же принципу - получилось почти 12000. Она очень удивилась и возмутилась, говоря, что когда-то в центре города покупала у какой-то девушки подобную парную картину за 2500, да еще и в багете. На что я ей объяснила, значит, та девушка продала ту картину в ноль - только материалы и багет практически. И предложила ей вышить тогда самой. Она согласилась и даже поспрашивала советов, как начать и так далее. А потом написала мне через месяц: она действительно начала вышивать и сказала, что теперь поняла, какой это оказывается всё-таки труд :)

    Так что, Даша, в этом деле деле может быть или только невероятное удовольствие от проекта и куча времени, а потом незнание куда это деть - можно отдать за символическую плату. Или подарить, но только по мановению СВОЕЙ души. Или просить соразмерную стоимость, не обесценивая свой труд, талант и время ;) Мне об этом постоянно напоминает мой муж)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света, спасибо за такой подробный отзыв, с интересном прочитала о твоём опыте продаж! Муж какой молодец у тебя - когда есть поддержка от близких, это очень ценно и здорово!
      Это хороший выход - не вступать с недовольными в споры, а предложить сделать самостоятельно, тактично и элегантно)

      Удалить

Дорогие гости, спасибо за ваши комментарии, они очень важны для меня!