вторник, 21 апреля 2020 г.

"Не верь глазам своим" или литературные разочарования.

Всем привет!

Сегодня расскажу про книги, которые не очень (а некоторые и очень НЕ) понравились.  

В последнее время таких всё больше, ведь порой я берусь за произведение, уже предполагая, что это не шедевр, но, по разным причинам, меня заинтересовавшее. Обычно это происходит либо из-за активной рекламы - хочется составить собственное мнение, либо, что чаще - исследовательский интерес - незнакомые и малоизвестные авторы, или определённая узкая тематика или желание убедиться в том, что писатель "не мой" - даже если первая книга не понравилась, стараюсь прочитать ещё 2-3, чтобы мнение было более объективным.

И всё чаще убеждаюсь, что не стоит верить рейтингам и отзывам в социальных сетях. 

Ивлин Во. "Пригоршня праха".

Как то раз, листая ленту ВКонтакте, мне попалась новость с интригующим названием - "Пoдбopкa вeликoлепныx книг, с кoтopыми вы зaбyдeтe пpo peaльнocть". "Пригоршня праха" входила в подтему "Перенестись в другую эпоху". 

Итак, Англия, начало XX века.


История главных героев- супругов Тони и Бренды Ласт - яркий пример тому, как неправильный выбор спутника жизни может загубить несколько жизней. Более неподходящих друг другу людей и представить сложно: Тони - заботливый, педантичный, истинный джентльмен, неисправимый интроверт, обожающий свой старинный особняк, приверженец традиций. Бренда - его жена - напротив, легкомысленна, любит новшества, приёмы, гостей, она кокетлива и, честно говоря, глупа до безобразия (на мой субъективный взгляд). 

Про таких говорят "не нагулялась", не в пошлом смысле, а в том, что семья и дети, спокойный размеренный быт ей ни к чему - ей хочется приключений!

А молодому повесе и бездельнику Джону Биверу так и подавно ничего не нужно, мыслительный процесс у этого индивида заканчивается на размышлениях, к кому бы в этот раз навязаться в гости, чтобы бесплатно пообедать. Сочетание глупости и расчётливости - вот каков этот молодой человек.

На беду, как то раз Бивер попадает в дом к чете Ластов, и, погостив какое-то время, возвращается в Лондон. Вскоре, Бренда начинает всё чаще наведываться в столицу под разными предлогами. Ну вы поняли. 

Единственный сын Тони и Бренды - Джон, скучает по матери, Тони в смятении, смутные догадки терзают его. Этот мучительный период их жизни описан так, что Бренду начинаешь ненавидеть практически сразу. Хотелось войти в книгу и дать экзальтированной дуре смачного пинка, встряхнуть, наорать...

Из-за её глупости семья просто перестаёт существовать - в прямом смысле.

После предательства жены и трагедии с их сыном, Тони едва жив от горя. Он отправляется в Бразилию на поиски затерянного Града. И тут мы окунаемся совсем в другой мир - дикий и страшный, со своими законами и опасностями...
Резкая смена локаций сначала воспринимается как небольшое отступление, думаешь "вот сейчас попутешествует и вернётся в Лондон, узнаем, как Тони поступит с разводом, алиментами", но не так прост сюжет, однако.

Безысходность и отчаяние - вот чем завершается путешествие Тони. И мелькнувшая под конец надежда на спасение - лишь проблеск, после которого ещё тяжелее принять конец истории таким, каков он есть.

Резюмируя всё вышеописанное, могу сказать, что с заявленной задачей - перенестись в другую эпоху" - произведение справляется. В повествовании затрагиваются интересные, специфические моменты, свойственные обществу именно той эпохи и местности, в которых происходят события романа.

Плюсы - неожиданная концовка, непредсказуемость сюжета, хороший слог. Возможность заглянуть в другую эпоху и попытаться понять поступки героев, учитывая нравы и традиции общества того времени.
Минусы - трагизм и ещё раз трагизм. Всё плохо, мы все умрём, мир жесток, большинство людей - сволочи и предатели.  

Лично мне - не очень, но "Пригоршня праха" вполне читабельна, так что разочарование сугубо субъективное. Кто любит специфику английской литературы - даже рекомендую к прочтению. Ну а для меня сработал эффект "завышенных ожиданий".


Йон Айвиде Линдквист. "Блаженны мёртвые".

И ещё одна книга, выбранная из рекомендательного списка, на этот раз под названием "Лучшие книги про зомби" - а я как раз такие люблю! Правда, смутило название, а потом и обложка, закралось смутное подозрение, но это меня не остановило. 


Во многих книгах есть трагические, страшные моменты, читая которые, внутренне содрогаешься, наворачиваются слёзы, кто-то бежит покурить или просто сидит некоторое время, уставившись в одну точку, и пытается принять прочитанное. Но, несмотря на то, что такие моменты порой даются не просто, они, конечно, очень важны, нужны и без них никак. Но это только тогда, когда они осмысленно вплетены в сюжет, органично выстаивая определённое эмоциональное состояние читателя. Получается своеобразный обмен - да, мы испытываем стресс в процессе чтения, но взамен получаем удовольствие от мастерски выстроенного сюжета, прекрасного слога и произведения в целом.


Но, закончив читать книгу Линдквиста, я почувствовала себя обманутой,  как будто кто-то шутки ради подсунул вместо шоколадной конфеты кусок фекалий. Потому что стресс получила, а взамен - ничего! Какой-то литературный мазохизм.

Вот та рецензия, которая подвигла меня к чтению:

"Стокгольм, середина августа. Небывалая жара в сочетании с магнитной бурей влечёт за собой необъяснимый феномен — тысячи усопших неожиданно возвращаются к жизни. Их единственное устремление — вернуться домой, к родным и близким, на которых внезапно обрушивается непосильная ноша — необходимость принять решение.
Психологический роман, сочетающий классические элементы жанра ужасов с тонкой эмоциональной подоплекой, "Блаженны мёртвые" — в первую очередь книга о любви и человеческих отношениях, подвергающихся жестоким испытаниям перед лицом иррационального."


Интригующе, верно?

А что на деле?


Сюжетные линии практически не раскрыты (если они там вообще есть, скорее это просто набор телодвижений героев), концовка скомканная, ни ответов на вопросы, ни логики, ни слога - ну ничего!
Человеческие отношения? Пфф. Герои не испытывают почти никаких эмоций, по крайней мере, не проникаешься ни к одному из них, абсолютно безликие персонажи. И крайне неприятная основная сюжетная линия (ок, назовём это так) - обезумевшие от горя мать и дед, выкопавшие своего ожившего маленького сына/внука из могилы, пытающиеся сделать вид, что он реально жив, в то время, как это просто полуразложившееся тело, которое не ест, не пьёт, не говорит, лишь изредка подёргивая почерневшими конечностями. Ничего более омерзительного я не читала, пожалуй. Это не благородное горе, не страшная история, не психологическая драма, а просто мерзость, выданная за роман.



Для сравнения приведу всем известное произведение Кинга - "Кладбище домашних животных". Ведь тоже умирает ребёнок, его оживляют, его тоже очень жалко и всё такое. Но это произведение осмысленное, прочитав его, нет ощущения, что тебя обманули и все душевные потрясения от страшных событий получены зря! Когда есть сюжет, наполнение, характеры, все эти ужасы обретают свой смысл, к чему-то ведут, чему-то учат, что-то предвещают, в конце концов. Когда в конце фильма/книги понимаешь, что, несмотря на все те жуткие вещи, которые ты увидел/прочитал, потраченное время не жаль, а наоборот.

Но когда просто таскают с собой труп ребёнка или папаша приводит сына к ожившему трупу матери, которая откусывает голову подаренному на день рождения крольчонку - это что вообще? К чему?! Будь я американкой, подала бы в суд на автора с требованием компенсации за моральный ущерб, потраченное даром время и психологическую травму от омерзительных историй, которые были прочитаны абсолютно зря.

Читая восторженные отзывы об этой книги я всем сердцем недоумеваю, правда.

Сильно не советую, ну, думаю, вы и так уже это поняли.

Но фотки получились атмосферные, правда?)

Огоньки неспроста - так выглядят, по мнению Линдквиста, души оживших мертвецов, отправляющиеся на свободу 👻 Где души были до этого, история тоже умалчивает. Вероятно, вернулись обратно, когда мертвецы ожили.



Виктор Пелевин. "Искусство лёгких касаний".

Существуют ли люди, которые никогда не слышали о Викторе Пелевине? Наверняка, но большинство всё же в курсе, что это очень крутой и популярный автор, возведённый поклонниками в ранг чуть ли не литературного феномена. 

По отзывам и рецензиям я понимала, что, скорее всего, восторгов не разделю, но новая книга Виктора Олеговича была выбрала для обсуждения на очередной встрече литературного клуба. Так и состоялось моё первое знакомство с этим автором.


"Искусство лёгких касаний" -сборник, состоящий из трёх частей, первая и третья - небольшие рассказы, как бы обрамляющие центральный, уже более внушительный (по количеству символов), по смыслу они никак не связаны. Первый рассказ - "Иакинф" - я проглотила легко и быстро, и очень удивилась - вполне читаемо, я ожидала худшего. Но абсолютно ничего особенного, просто читабельный рассказ (опять эти "завышенные ожидания"). Любопытная мистическая история с достаточно предсказуемым финалом.

И вот, уже с более радужными ожиданиями,  приступила к основной части, собственно "Искусству лёгких касаний". Прочитала где-то половину. Очень не люблю так делать, но в этом случае это было больше похоже на самоистязание во имя принципов. Пожалела своё время, и отложила. Сюжет скачет, как пьяная блоха на свиноферме, какая то лютая смесь из гарголий, масонов, древних богов и спецслужб. Читать невыносимо скучно, логика не прослеживания от слова совсем. Повествование построено в форме вольного пересказа выдуманного романа некоего писателя Голгофского. Слишком много философии, рассуждений о высшем разуме и всемирном заговоре.
некоего писателя Голгофского
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/review/1184880-iskusstvo-legkih-kasanij-viktor-pelevin
некоего писателя Голгофского
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/review/1184880-iskusstvo-legkih-kasanij-viktor-pelevin

Но третий рассказ - "Столыпин" - я всё же решила прочитать, а вдруг. И он, кстати, оказался вполне себе адекватным, с чёткой структурой и хорошо прослеживаемой идеей.

После обсуждения книги с ценителями творчества Пелевина стало понятно, что "Искусство лёгких касаний" - плохой вариант для первого знакомства с творчеством автора. Поэтому будем считать, что его и не было, тем более, что основную часть я так и не осилила. 


По совету опытных "пелевиноманов" выбрала для прочтения "Чапаев и пустота" и "Айфак 10". Тогда и сделаю хоть какие-то выводы.
 
.....

Читали ли вы что-то из вышеперечисленного?
Поделитесь авторами или произведениями, которые совсем не нравятся, может быть есть такие, которые вызывают бурю возмущения, как у меня "Блаженны мёртвые"?
Интересно, на что вы больше ориентируетесь в выборе литературы - на отзывы в интернете, советы друзей, рекламу?
А ещё мне интересно - дочитываете ли книгу до конца, если она не очень нравится?

Спасибо за ваше мнение!

16 комментариев:

  1. Даша, большое спасибо за обзор! Всегда жду твои книжные откровения. Ивлин Во у меня то и дело всплывает в разных группах в соцсетях, но я почему-то все откладываю знакомство с этим автором. "Пригоршня" у меня в отложенных книгах, но теперь я даже не знаю захочу ли читать. Раньше частенько велась на рецензии, хотя и сейчас ведусь, что уж, как не крути а грамотно и зазывно они написаны. Иногда читаю и понимаю, ну полная лажа, и не дочитываю. Только недавно поймала этот дзен, прямо разрешила себе не мучится и недочитывать.
    Такие красивые и мрачные фотографии твои к книге про зомби, а в книге полная туфта судя по всему. Я к творчеству про зомби весьма и весьма осторожно подхожу, уж больно много вот такой туфты, много показной мерзости (многим же людям нравится шевелить себе нервы подобным образом), но когда это не оправданно смыслом, то и на фига это надо. Вот да, "Кладбище домашних животных" в этом плане очень достойная книга. Я ее кстати недавно только прочитала, а фильм до сих пор досмотреть не могу. В моем личном рейтинге Кинга, именно этот роман считается самым страшным, в некоторых моментах было настолько тяжело читать, что я откладывала, но потом возвращалась. Очень сильно было жалко отца, прямо очень, я вообще тяжело смотрю фильмы или читаю книги, о том как родители теряют детей. Это самая страшная для меня тема. И очень жалко, когда такой темой манкируют.
    Честно сказать, не поклонник я Пелевина, уж сколько пробовала и "Чапаева" читать и "Амон Ра", ну никак дальше середины не двинусь. У меня от скаканий по темам, людям, мыслям почему-то начинается головокружение. Некоторые режиссеры, кстати, так специально фильмы снимают, скачут камерой, а у меня начинается приступ морской болезни. Поражаюсь твоей настойчивости! Я уже отступилась от этого автора.
    У меня чаще всего бурю возмущения вызывают романы, в которых долго жуется завязка, а потом в итоге развязка вообще не этом, и думаешь сидишь, и что это было?) В последнее время мне крайне везет, и мне не попадались такие книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, спасибо за твой развёрнутый комментарий, так здорово обсуждать с заинтересованным человеком литературу!
      Насчёт Ивлина Во - в принципе, его можно почитать, мне сам сюжет не лёг на душу, а так... интересное произведение. Даже в плане структуры. В любом случае, оно же небольшое, за пару вечеров можно освоить, мне было бы интересно твоё мнение, вдруг ты обнаружишь такие скрытые глубины, о которых я и не догадывалась)
      Я "Кладбище..." тоже сначала прочитала, а потом фильм долго не могла решиться посмотреть, боялась момента смерти мальчика. Кино в итоге посмотрела, но ту самую сцену прожила у мужа на плече, с зажмуренными глазами и закрытыми ушами) Тоже очень близко к сердцу принимаю литературные страдания детей, поэтому такое возмущение у меня вызвал роман Линдквиста, зря нервы потратила. А фото удались, как назло. Зато отличные книги лежат прочитанные и ждут своей фотосессии, но не срастается.
      Честно говоря, мне кажется, что Пелевина я так и не полюблю, но в курсе быть надо. Хотя бы для того, чтобы с чистой совестью поддержать беседу и чтобы мнение моё основывалось на личном опыте, а не на отзывах.
      Но сейчас надо сделать перерыв, очень хочется чего-то совсем лёгкого, ненавязчивого и позитивного, какой-нибудь мистический детектив или роман, написанный женщиной-англичанкой. Надо расслабить мозг, а то ещё одна порция Пелевина меня добьёт)))

      Удалить
  2. Ивлина Во я терпеть не могу, честно говоря, вот как-то совсем никак, хотя вроде классик и все дела.
    Пелевина тоже не люблю. А ко многим современным ужастикам я, взращённая на Стивене Кинге, отношусь с больши подозрением. :) Короче, больше всего в твоём сообщения меня порадовали фотографии, вот просто ух!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я как то равнодушно к "Пригоршне праха" отнеслась, не ужасно, но и не хорошо - никак. Никакого желания продолжать знакомство не чувствую. Про ужастики солидарна - тоже росла на романах Кинга, с ним сложно конкурировать.
      Вот парадокс - самые удачные фото получились именно к самому ужасному роману)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Даша! За Пелевина же не берусь - не моё это! Ивлин Во ещё не приходилось читать. Я сейчас взялась перечитывать "старые" книги из домашней библиотеки. А , вообще, вы правы - издают книг много, но читатели часто разочаровываются. Но если Вам всё же попадётся в апреле интересная книга расскажите о ней в "Книге месяца". Буду Вам признательна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Обязательно поучаствую в "Книге месяца", у меня есть и понравившиеся произведения в запасе!
      К сожалению да, среди огромного количества литературы всё чаще попадаются откровенные подделки. Сейчас мне совсем не хочется читать новинки, тянет к классике.

      Удалить
  4. Даша, вот из этого вообще ничего не читала. А как же красиво ты фотографируешь книги! С таким вниманием к деталям, с такой любовью! Ты ещё где-то публикуешь свои рецензии? Мне кажется у вас в библиотеке прямо на видном месте должна быть такая брошюра :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля! Фотографии даются не всегда просто, но я стараюсь передать атмосферу и настроение произведения.
      Рецензии публикую только здесь, так как не хочу подстраиваться под традиционный библиотечный формат, что неизбежно придётся сделать - тогда из моих обзоров пропадёт индивидуальность.

      Удалить
    2. Даша, что за формат такой, библиотечный? На ливлибе тебя нет?

      Удалить
    3. Я имела ввиду, что каждая фраза будет подвергнута цензуре с "высоты опыта", и живой, эмоциональный обзор превратится в скучный и безликий. Про ливлиб не знаю, спасибо за наводку, поизучаю.

      Удалить
  5. Даш, книги так себе, зато какие крутые фото! Обожаю твои снимки, вот умеешь ты подать!
    Ничего не читала, так что по существу ничего не скажу))) из дико бесящих меня произведений - Американская трагедия Драйзера, настолько она мне не зашла, что до сих пор свежа в памяти) а книги, которые понравились, и не вспомню толком, мда)
    Чаще всего я книги все же дочитываю, если бросаю, то спустя страниц 15 максимум, сразу ясно, когда, например, раздражает язык или атмосфера. Хотя часто книга просто не в настроение, а спустя какое-то время я к ней возвращаюсь и могу прочитать с удовольствием.
    Книги читаю либо знакомых авторов, либо по рекомендации родственниц, недавно мы с подругой обнаружили большую схожесть вкусов, читаю то, что она читала. Из Лизиного блога несколько книжек взяла, мне очень понравились) Иногда выбираю по "похожим" на ливлибе или литресе. Терпеть не могу читать бестселлеры, если читаю, то тогда, когда о них уже прочно забыто 😂

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надя, каждый раз ломаю голову над тем, как обыграть содержание книги на фото, поэтому некоторые произведения месяцами ждут своей очереди для отзыва. Поэтому комплименты фотографиям очень приятны!)
      Я читала "Американскую трагедию" - не скажу, что понравилось, но и не ужасно, ровно как-то отнеслась. Примерно, как к "Чёрной напасти" из первого отзыва. Глупые поступки главного героя раздражали, конечно, как будто совсем не соображает ничего. Заметила, что когда герои совершают ошибки и губят свои жизни из-за неумения договариваться, идти на компромиссы и выходить из кризисных ситуаций цивилизованным путём - всегда воспринимаю это в штыки. Порой надо просто поговорить!

      Удалить
  6. Мое самое последнее разочарование -"Маленькая хозяйка большого дома" Лондона. После его сильных рассказов про выживание и любовь к жизнь было оооочень непривычно читать историю про любовный треугольник. После биографии "Моряк в седле" Лондон реабилитировался в моих глазах)

    И предложенного вами, Даша, я знакома только с Пелевиным. Читала в студенчестве, и, наверное, уже не вернусь к этому автору:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, приятно познакомиться и добро пожаловать!
      Я Лондона только в школе читала, а ведь мне очень нравились его произведения, всё, записываю в список желаний!

      Удалить
  7. Оой, я бы с радостью прочитала что-то у Ивлина Во, но не могу выбрать, с чего начать. По описанию несколько книг мне невероятно интересны... А вот у Пелевина читала лишь роман "Жизнь насекомых", который в своё время меня очень приятно удивил. На данном этапе замахиваюсь на "Чапаева и пустоту", посмотрим, кто кого. 😃

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я, возможно, почитаю ещё произведения Ивлина Во, хороший слог автора - повод ознакомиться с его творчеством более основательно.
      Я взяла "Чапаева" на отпуск, очень любопытно, в какую сторону измениться моё отношение к творчеству Пелевина.

      Удалить

Дорогие гости, спасибо за ваши комментарии, они очень важны для меня!